Четвёртый крестовый поход – историческая интрига

четвёртый крестовый походКаждый крестовый поход уникален. Но четвёртый крестовый поход, состоявшийся в 1202-1204 годах, всё-таки стоит признать особенно интересным. Так как, в самом деле, когда целью похода объявляется, как и в случаях с предыдущими крестовыми походами, отвоевание Святой земли от иноверцев и защита расположенных там христианских святынь и поклоняющихся им паломников, а в итоге захватывается и грабится столица крупнейшей христианской империи, это заслуживает немало интереса…

А собирались ли вообще крестоносцы в Святую землю?

Как известно, Третий Крестовый поход, собравший под своими знамёнами самых могущественных королей Европы, окончился провалом - крестоносцы не только не победили Салах-ад-Дина и не захватили Иерусалим, но и понесли огромные потери. Однако возвращение Святой земли в руки христиан продолжало оставаться вопросом престижа для христиан и в начале XIII века папа римский Иннокентий III призвал к началу нового, четвёртого, крестового похода. На этот раз он должен был осуществляться силами в основном французских рыцарей, которые должны были прибыть в Венецию и силами местного флота переправиться в Египет, откуда уже наступать на Палестину. Но с самого начала всё пошло не по плану. Когда в 1202 году французские крестоносцы прибыли в Венецию, выяснилось два обстоятельства: их было почти втрое меньше, чем планировалось (немногим более 10 тысяч человек) и у них не было денег, чтобы заплатить венецианскому флоту за доставку в Египет. Венецианцы быстро нашли выход из положения, предложив крестоносцам сделку: помощь им уничтожить своего конкурента, торговый порт Задар в Далмации (современная Хорватия).

 

Затем венецианцы предложили доставить войско крестового похода к Константинополю: там как раз свергли и заточили в темницу императора, союзника Венеции, и его нужно было вернуть на трон. Крестоносцы согласились, взяли столицу Византийской империи и вернули власть свергнутому императору. Но впоследствии он не смог заплатить то вознаграждение, о котором договорился его сын с крестоносцами, потом его и вовсе свергли восставшие горожане. Крестоносцы поняли, что им ничего не заплатят и в апреле 1204 года попросту захватили столицу империи и разграбили её, расхитив в том числе и церковные ценности христианских храмов. После этого на европейской территории Византийской империи лидеры крестоносцев основали Латинскую империю, просуществовавшую почти шестьдесят лет. До Святой земли крестоносцы так и не добрались…

«Не виноватые мы…»

четвёртый крестовый походИстория Четвёртого крестового похода до сих пор является дискуссионной исторической проблемой, подогревающей современные идеологические и отчасти религиозные разногласия. Ссылаясь на проверенные исторические источники, представители православных конфессий считают взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году явным враждебным актом со стороны католического Запада. Современные защитники позиций Католической церкви, признавая факт разграбления участниками крестового похода христианского города, вместе с тем приводят определённые аргументы в пользу того, что само по себе это событие не было чем-то выдающимся для Средних веков, а явные преступления крестоносцев нельзя соотносить с Католической церковью. Вот эти аргументы:

  • агрессия крестоносцев против Константинополя частично оправдывается предшествовавшим событием 1182 года, известным как «Резня латинян», когда восставшие жители города убили несколько десятков тысяч проживавших в столице империи католиков. Таким образом, отчасти можно говорить о возмездии по понятиям справедливости того времени;
  • после разграбления города Задара папа римский Иннокентий III официально осудил это деяние крестоносцев и отлучил участников крестового похода от церкви. Таким образом, все последующие действия крестоносцев, в том числе и нападение на Константинополь, осуществлялись против воли Святого престола и не могут быть никак соотнесены с Католической церковью;
  • при этом нужно учитывать, что крестоносцы выполнили свою часть сделки с византийским императором, то есть вернули его на трон; он же, в свою очередь, свою часть договора не выполнил, пусть и по независящим от него причинам. Сторонники данной позиции тем самым говорят о том, что сам акт захвата города был в определённой степени оправданным;
  • наиболее тяжким преступлением захвативших город участников крестового похода современные католики считают разграбление христианских храмов. Что же касается всех остальных действий - убийств мирных жителей, актов насилия над женщинами, грабежи и уничтожение городских построек, - то они рассматриваются как обычные для ведения войны в Средние века;
  • папа римский Иннокентий III действительно приветствовал переход Константинополя и территории империи под власть католических правителей, увидев в этом волю Провидения. Но впоследствии, когда он из надёжных источников узнал о разграблении христианских храмов, Папа жёстко осудил эти действия.

Итак, логика позиции современных католиков по Четвёртому крестовому походу и захвату Константинополя такова: преступления против христианских храмов, совершённые крестоносцами, были совершены в нарушение воли Святого престола и без его ведома. Католическая церковь в лице её главы немедленно осудила эти действия. Что же касается остальных преступлений, то они прискорбны, но характерны для того времени.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи