Трагические события российской истории XX века подарили миру особую категорию самозванцев, так называемых лже-Романовых . Так называли тех, кто выдавал себя за одного из детей последнего российского императора Николая II, якобы спасшегося во время расстрела царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году. Вариантов было несколько – цесаревич Алексей, великие княжны Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия – и по каждому из них появилось несколько десятков самозванцев. Лже-Анастасий в общей сложности набралось 33, это не самый высокий показатель среди лже-Романовых, но именно легенда о выжившей Анастасии пользовалась наибольшим общественным внимание.
Надежда умирает последней
Причин того, что именно личность Анастасии Николаевны, младшей дочери императора, родившейся в 1901 году, была настолько важна для общественности, прежде всего, российских эмигрантов в Европе и Америке, несколько. Дело в том, что у монархически настроенного эмигрантского сообщества и у его верхушки, членов семьи Романовых, было особое отношение к великой княжне Анастасии. В силу своего юного возраста, живого характера и типично русской внешности (именно «самую русскую внешность» Анастасии среди всех сестёр отмечает большинство современников, видевших её) младшая великая княжна была любимицей дома Романовых и многих эмигрантов.
Это обстоятельство способствовало тому, что именно информацию о её спасении встречали с особым воодушевлением и надеждой. С популярностью лже-Анастасий могла поспорить лишь популярность лже-Алексеев – по понятным причинам наследник трона был на особом счету. Показательны при этом многочисленные случаи, когда оказавшиеся в эмиграции члены семьи Романовых очень живо реагировали на слухи о появлении «спасшейся Анастасии», хотя надежда в них просыпалась при известиях и об остальных «спасшихся» великих княжнах.
На какой почве растут легенды
Кроме того, уже с осени 1918 года по Сибири и Дальнему Востоку, а также по всем регионам России, подконтрольным белому движению, начали ходить слухи о том, что в ходе расстрела царской семьи в Екатеринбурге сумели спастись именно Алексей и Анастасия. Источник этих слухов доподлинно установить уже невозможно, однако, скорее всего, они пошли либо от неосторожных участников расстрела, либо от каких-то невольных свидетелей захоронения тел убитых. В первом случае это могло быть связано с тем, что, по воспоминаниям участников казни, великая княжна Анастасия при первом залпе выжила и её пришлось дольше всех добивать штыками и прикладами – рассказы об этом могли трансформироваться в слухе о спасении.
Во втором случае могли просочиться сведения о том, что в общей могиле были похоронены все жертвы, члены царской семьи и их сопровождающие, кроме двух тел – цесаревича Алексея и одной из его сестёр. Эти два тела были обнаружены лишь в 2007 году, причём до сих пор невозможно установить, была ли эта девушка Анастасией или Марией. Вероятно, случайные свидетели захоронения царской семьи заметили, что не хватает Алексея и Анастасии, и из этого выросли слухи об их спасении, перекочевавшие вместе с эмигрантами за границу.
Ждать пришлось долго
Именно совокупность этих факторов и сделала возможным появление такого количества лже-Анастасий, чьи истории о спасении из Ипатьевского дома вызывали такой ажиотаж. Собственно, версии самих самозванок практически всегда были шиты белыми нитками и разваливались при первых же попытках логического их анализа. Даже самые успешные из них, такие, как Анна Андерсон (наиболее вероятное настоящее имя – Франциска Шанцковска) и Евгения Смит (Евгения Сметиско) были обязаны своим успехом не собственной убедительности или наличию неких солидных аргументов, а ожиданиям и надеждам эмигрантского сообщества.
В случае с Андерсон на руку самозванке сыграла свежесть событий (она появилась в начале двадцатых годов, когда волна лже-Романовых только начиналась), а также умение использовать факты, выведанные у своих посетителей, знакомых с настоящей Анастасией, о жизни великой княжны, которые она затем выдавала за собственные воспоминания. Между тем уже первые свидетели, которые могли бы опознать Анастасию (Алексей Волков, Пьер Жильяр, Чарльз Гиббс, Великая княгиня Ольга Александровна и другие), видевшие самозванку, указывали, что эта девушка ничего общего с дочерью Николая II не имеет. Что касается Евгении Смит, то внимание к ней было обусловлено её писательским дарованием: в шестидесятые годы она издала «книгу воспоминаний» якобы выжившей Анастасии Николаевны, где довольно ярко изложила версию спасения от пуль большевиков. Ажиотаж был сформирован рекламной кампанией книжного издательства, которое объявило Смит настоящей Анастасией. Основанием для таких громких заявлений стал пройденный Евгенией Смит тест на детекторе лжи, показавший, что она не врёт, заявляя о своём «царском происхождении», но впоследствии обман довольно быстро раскрылся и популярность Смит скоротечно закончилась.
Александр Бабицкий