Япония – страна с богатой, насыщенной и разнообразной историей, но при этом на её территории почти нет заброшенных городов. Разгадка проста: сам по себе Японский архипелаг не предоставляет изобилия пригодной для жизни земли. Это горная страна, которая постоянно подвержена сейсмической активности даже в долинах, а про горные регионы и говорить нечего. При этом Япония обладает десятым по численности населением в мире, около 130 миллионов человек. Так что в условиях ограниченного пространства и многочисленного населения было бы расточительством оставлять пригодные для жизни территории под заброшенные города. Вот и получается, что самый известный японский заброшенный город , остров Хасима, - это объект, практически непригодный для жизни.
Ради стратегического сырья можно жить и на скале посреди океана
Название «остров» является для географического обозначения Хасимы слишком громким – в действительности это лишь средних размеров скала посреди Восточно-Китайского моря, в 15 милях от побережья острова Кюсю и крупного порта Нагасаки. Ширина острова менее 200 метров, длина – около 500 метров, общая площадь едва превышает 6 гектаров.
До 1810 года это была одна из многочисленных голых скал у побережья Кюсю, где гнездовались птицы и изредка останавливались для отдыха или ночлега японские рыбаки. Но в этот знаменательный год здесь обнаружили месторождение каменного угля – и история Хасимы изменилась раз и навсегда.
Впрочем, следующие полвека особого ажиотажа на этой скале не наблюдалось – добыча угля велась традиционным и не слишком эффективным методом. Много угля аграрной самурайской Японии и не требовалось, так что разработка велась вахтовым методом: рабочие доставлялись на остров, добывали определённое количество сырья и возвращались обратно.
Всё поменялось тогда, когда в результате социально-экономических преобразований эпохи Мэйдзи Япония стала на рельсы капиталистического индустриального развития.
Для промышленности современного типа уголь был нужен как воздух, потому что в конце XIX века это был основной источник энергии. Оказалось, что скала Хасима является одним из богатейших японских угольных месторождений. Её очень вовремя в самом конце позапрошлого столетия купила компания «Митсубиси» и начала дело всерьёз.
Постоянная транспортировка рабочих на остров и обратно была необоснованной ни с точки затрат, ни с точки производственной эффективности. Поэтому «Митсубиси» решили основать здесь постоянное поселение и производство. Сказано – сделано: к началу Второй Мировой войны Хасима превратился в настоящий промышленный центр, где располагались не только шахты, уходящие ниже уровня моря более чем на 600 метров, но и военные заводы, получавшие сырьё, буквально, с пылу – с жару.
Были построены большие жилые корпуса (более тридцати), более двадцати магазинов, кинотеатр, молитвенные дома, рестораны, школа, детские сады, крытые бассейны, больница. В общем, всё, что должно быть в городе для комфортной жизни. Во время войны из-за дефицита рабочих рук сюда привезли три тысячи корейских и китайских подневольных рабочих, по сути рабов. Примерно половина из них погибли от тяжёлых условий труда и низкого уровня мер безопасности работ в глубоких шахтах. Своего расцвета Хасима достиг к 1959 году, когда добыча угля для бурно растущей японской экономики шла полным ходом, а численность жителей превысила 5 тысяч человек. Учитывая то, что располагались они на площади в 6 гектаров, остров Хасима был одним из самых густонаселённых мест на планете в человеческой истории.
Не нужен уголь – жизнь закончилась
Но Хасима находился на пике недолго: уже в 1960-х годах стало очевидно, что уголь уступает своё место основного энергоресурса мировой экономики нефти. Нефть использовали и раньше, однако она была весьма дорогостоящей. Теперь же, с созданием нефтедобывающей инфраструктуры в Персидском заливе, нефть стремительно подешевела и буквально потекла рекой. Уголь стало использовать просто невыгодно, промышленные предприятия, массивные транспортные средства, объекты теплоснабжения – все отрасли постепенно переходили на нефть или на природный газ. Угля в недрах острова Хасимы ещё хватало, вот только было всё меньше смысла его добывать. В итоге масштабы добычи постепенно сокращались, пока в 1974 году корпорация «Митсубиси» не прекратила производство полностью. Нетрудно догадаться, что в специфических условиях скалы посреди моря участь Хасимы была решена: без работающих шахт и заводов остров оказался никому не нужен.
Так и появился самый известный заброшенный город в Японии – жители вынуждены были покинуть благоустроенные корпуса и здания Хасимы в течение буквально нескольких недель. Большинство жителей были представителями низшего имущественного класса, так что у них попросту не было средств для транспортировки своих вещей в Нагасаки. Поэтому заброшенные строения Хасимы производят особенно тягостное и мрачное впечатление. В них явны свидетельства скоропостижного бегства людей, бросивших практически все свои вещи. Причём во многих магазинах на полках остались товары, перевозить которые «на материк» оказалось нерентабельным. Например, в одном из них остались десятки телевизоров 1970-х годов.
На протяжении 35 лет посещение Хасимы было официально запрещено: остров продолжает оставаться частной собственностью корпорации «Митсубиси».
Ей, в свою очередь, ни к чему возможные судебные иски от людей, пострадавших в ходе экскурсий в опасные каменные джунгли. Впрочем, это не помешало многочисленным мародёрам нелегально посещать скалу – предметы из знаменитого города-призрака можно выгодно продать коллекционерам. В настоящее время с 2009 года частичный доступ на остров открыт, но только в составе специальных экскурсий, которые осуществляются по очень ограниченной части Хасимы. Специалисты по современному туризму заявляют, что при определённых капиталовложениях Хасима мог бы стать популярным туристическим объектом. Но «Митсубиси» не горит желаниям вкладывать деньги в этот непрофильный проект.
Александр Бабицкий