Ноев ковчег – вымысел или чудо древней инженерии?

Ноев ковчегТайна Ноева ковчег – одна из древнейших загадок в истории человечества. Легенда гласит, что гигантский деревянный корабль во время всемирного потопа переправил семью ветхозаветного патриарха Ноя и «каждой твари по паре» в безопасное место, что позволило возродить жизнь на земле. Ноев ковчег находился в плаванье в течение пяти месяцев, после чего встал на горе, защищая своих многочисленных обитателей на протяжении более чем одного года.

 

Ной и Утнапиштим

На первый взгляд очевидно, что практически невозможно серьезно писать о Ноевом ковчеге и при этом избежать обвинения в покушении на христианство. Однако это не так; большинство христиан, если не принимать во внимание их межконфессиональные различия, согласятся, что история о Ное и его ковчеге не стоит воспринимать буквально. И, как уже отмечалось много раз, Библия – далеко не единственный священный текст, содержащий упоминание о потопе и чудесном спасении праведника.

Различные версии истории Ноя можно найти и в других сакральных текстах, самым известным из которых, безусловно, является Эпос о Гильгамеше. В нем один из многочисленных вавилонских богов призвал праведника Утнапиштима (в шумерской мифологии ему соответствует Зиусудра) и велел ему построить ковчег, чтобы спастись от всемирного потопа, насланного богами на род людской в наказание за непокорность и нечестивость. По совету бога Утнапиштим построил большой ковчег, погрузил на него по паре всего живого на земле и вместе со своим родом сам взошел на корабль. Семь дней бушевала стихия, погибло все живое, но надежный корабль Утнапиштима прибило к горе Нацир, и все, кто был на нем, пережили потоп. Боги пожалели о случившемся и оставили в покое Утнапиштима и обитателей ковчега, жизнь была спасена и вновь возродилась на земле.

Параллели в историях о Ное и Утнапиштиме очевидны; они совпадают во всех основных деталях и в большинстве мелочей. Вполне вероятно, что все подобные истории основаны на реальном событии, подробности которого утеряны для истории, но о котором мы можем судить по известным нам древним историям о ковчеге и потопе. Интересно, насколько возможно строительство Ноева ковчега с технической, инженерной точки зрения.

Возможно ли было построить ковчег

Насколько можно судить, Ноев ковчег представлял собой большой прямоугольный ящик из дерева гофер, или, возможно, сочетания нескольких пород дерева, которые в то время в разговоре называли деревом гофер. Размеры Ноева ковчега: длина – 133,5 метров; ширина – 22,25 метров; высота – 13,35 метров. Это очень, очень большой ящик; это был бы самый длинный деревянный корабль, когда-либо построенный человеком. Более того, эти размеры возводят Ноев ковчег в ранг одного из величайших достижений инженерной мысли, но они также отмечают начало освоения человеком водной стихии. Возможно ли, что такое судна действительно было когда-либо построено и спущено на воду?

И как удалось найти достаточно материала, чтобы построить Ноев ковчег? Для строительства другого известного суперкорабля, «Великого Майкла» (спущен на воду в Шотландии в 1511 году; его длина составляла 240 футов, ширина – 35 футов), по свидетельствам современников, потребовались «все леса Файфа». Файф – графство в Шотландии, которое славится своим судостроением. Древесину для строительства «Великого Майкла» пришлось покупать и везти не только из других районов Шотландии, но и из Франции, с Балтийского моря, и даже из Норвегии. Однако длина «Великого Майкла» составляла всего 73 метров, т.е. он был вполовину меньше Ноева ковчега. Очевидно, что для строительства корабля в два раза длиннее «Великого Майкла», и больше его во всех других отношениях, потребовалось во много раз больше древесины. В источниках четко не указано, где именно был построен Ноев ковчег, но, по оценкам историков, это должно было произойти где-то в Месопотамии, вероятно, на берегах Тигра или Евфрата. В настоящее время эти территории принадлежат Ирак, который никогда не славился изобилием судостроительной древесины.

В 2003 году докторант Технологического института Джорджии Хосе Солис воссоздал инженерную модель Ноева ковчега, используя проверенные методы военно-морской архитектуры. Он предположил, что собственный вес судна – вес собственно деревянной структуры за вычетом груза и балласта – равен 3 676 тоннам. В полностью загруженном состоянии такое судно способно было вместить 13 000 тонн. Для сравнения: «Великий Майкл», на строительство которого ушло «все дерево Файфа», мог перевозить всего 1000 тонн. Где бы Ной взял древесину на строительство ковчега? В своей модели Солис просто не рассматривал этот вопрос; он только предположил, что в пересчете на американские доллары древесина стоила бы 16,472 миллиона. Выходит, что десятки тысяч огромных деревьев с древесиной высочайшего качества должны были быть перевезены на территорию современного Ирака. Была ли у Ноя возможность «импортировать» древесину из Франции, Норвегии или других стран? Едва ли.

Читать дальше Техника производства

 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи