Ноев ковчег – вымысел или чудо древней инженерии?

Ноев ковчегТайна Ноева ковчег – одна из древнейших загадок в истории человечества. Легенда гласит, что гигантский деревянный корабль во время всемирного потопа переправил семью ветхозаветного патриарха Ноя и «каждой твари по паре» в безопасное место, что позволило возродить жизнь на земле. Ноев ковчег находился в плаванье в течение пяти месяцев, после чего встал на горе, защищая своих многочисленных обитателей на протяжении более чем одного года.

Ной и Утнапиштим

На первый взгляд очевидно, что практически невозможно серьезно писать о Ноевом ковчеге и при этом избежать обвинения в покушении на христианство. Однако это не так; большинство христиан, если не принимать во внимание их межконфессиональные различия, согласятся, что история о Ное и его ковчеге не стоит воспринимать буквально. И, как уже отмечалось много раз, Библия – далеко не единственный священный текст, содержащий упоминание о потопе и чудесном спасении праведника.

Различные версии истории Ноя можно найти и в других сакральных текстах, самым известным из которых, безусловно, является Эпос о Гильгамеше. В нем один из многочисленных вавилонских богов призвал праведника Утнапиштима (в шумерской мифологии ему соответствует Зиусудра) и велел ему построить ковчег, чтобы спастись от всемирного потопа, насланного богами на род людской в наказание за непокорность и нечестивость. По совету бога Утнапиштим построил большой ковчег, погрузил на него по паре всего живого на земле и вместе со своим родом сам взошел на корабль. Семь дней бушевала стихия, погибло все живое, но надежный корабль Утнапиштима прибило к горе Нацир, и все, кто был на нем, пережили потоп. Боги пожалели о случившемся и оставили в покое Утнапиштима и обитателей ковчега, жизнь была спасена и вновь возродилась на земле.

Параллели в историях о Ное и Утнапиштиме очевидны; они совпадают во всех основных деталях и в большинстве мелочей. Вполне вероятно, что все подобные истории основаны на реальном событии, подробности которого утеряны для истории, но о котором мы можем судить по известным нам древним историям о ковчеге и потопе. Интересно, насколько возможно строительство Ноева ковчега с технической, инженерной точки зрения.

Возможно ли было построить ковчег

Насколько можно судить, Ноев ковчег представлял собой большой прямоугольный ящик из дерева гофер, или, возможно, сочетания нескольких пород дерева, которые в то время в разговоре называли деревом гофер. Размеры Ноева ковчега: длина – 133,5 метров; ширина – 22,25 метров; высота – 13,35 метров. Это очень, очень большой ящик; это был бы самый длинный деревянный корабль, когда-либо построенный человеком. Более того, эти размеры возводят Ноев ковчег в ранг одного из величайших достижений инженерной мысли, но они также отмечают начало освоения человеком водной стихии. Возможно ли, что такое судна действительно было когда-либо построено и спущено на воду?

И как удалось найти достаточно материала, чтобы построить Ноев ковчег? Для строительства другого известного суперкорабля, «Великого Майкла» (спущен на воду в Шотландии в 1511 году; его длина составляла 240 футов, ширина – 35 футов), по свидетельствам современников, потребовались «все леса Файфа». Файф – графство в Шотландии, которое славится своим судостроением. Древесину для строительства «Великого Майкла» пришлось покупать и везти не только из других районов Шотландии, но и из Франции, с Балтийского моря, и даже из Норвегии. Однако длина «Великого Майкла» составляла всего 73 метров, т.е. он был вполовину меньше Ноева ковчега. Очевидно, что для строительства корабля в два раза длиннее «Великого Майкла», и больше его во всех других отношениях, потребовалось во много раз больше древесины. В источниках четко не указано, где именно был построен Ноев ковчег, но, по оценкам историков, это должно было произойти где-то в Месопотамии, вероятно, на берегах Тигра или Евфрата. В настоящее время эти территории принадлежат Ирак, который никогда не славился изобилием судостроительной древесины.

В 2003 году докторант Технологического института Джорджии Хосе Солис воссоздал инженерную модель Ноева ковчега, используя проверенные методы военно-морской архитектуры. Он предположил, что собственный вес судна – вес собственно деревянной структуры за вычетом груза и балласта – равен 3 676 тоннам. В полностью загруженном состоянии такое судно способно было вместить 13 000 тонн. Для сравнения: «Великий Майкл», на строительство которого ушло «все дерево Файфа», мог перевозить всего 1000 тонн. Где бы Ной взял древесину на строительство ковчега? В своей модели Солис просто не рассматривал этот вопрос; он только предположил, что в пересчете на американские доллары древесина стоила бы 16,472 миллиона. Выходит, что десятки тысяч огромных деревьев с древесиной высочайшего качества должны были быть перевезены на территорию современного Ирака. Была ли у Ноя возможность «импортировать» древесину из Франции, Норвегии или других стран? Едва ли.

Читать дальше Техника производства

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,