СМИ во время холодной войны – главное оружие противников

СМИ во время холодной войныХолодная война, как известно, заключалась в политическом, экономическом, военном и идеологическом противостоянии СССР и США, которое не переросло в открытый военный конфликт. Когда разногласия между сверхдержавами существенны, они конкурируют за одни и те же сферы влияния, рассматривают одна другую в качестве вероятного противника, но при этом не находятся в состоянии войны, идеологическая борьба выходит на первый план. А в том, что касается идеологической борьбы, главным инструментом традиционно являются средства массовой информации. СМИ сыграли в холодной войне весьма существенную роль и во многом определили её внешние проявления.

Информация как оружие

Холодная война и деятельность СМИ противостоявших сторон рассматривается как классический пример информационной войны. Под информационной войной в политико-дипломатическом контексте понимают комплекс мер по воздействию путём подачи определённой информации на граждан как своего государства, так и государства-противника (или вероятного противника). С одной стороны, воздействие в ходе информационной войны на «чужих» граждан должно сформировать у них позитивный или хотя бы нейтральный образ страны-противника и посеять сомнение в справедливости и адекватности политики собственного правительства. С другой стороны, информационная война на собственном информационном пространстве имеет цель сформировать у населения уверенность в справедливости позиции страны и всячески очернить мотивы, действия и задачи страны-соперника.

При этом использование СМИ в информационной войне может проявляться в самых различных формах. Например, они могут использоваться как для массового информационного воздействия (чаще всего), так и для индивидуального воздействия (когда та или иная информация подаётся в расчёте на определённую реакцию конкретного политического или общественного деятеля). Кроме того, СМИ в рамках информационной войны могут прибегать к прямой дезинформации, к неполному и предвзятому освещению тех или иных событий и явлений, к изложению определённых выводов из событий и тому подобному. Чаще всего в ходе информационного противостояния холодной войны СМИ работали над «корректировкой мотивов»: то есть те или иные объективные действия «своих» оправдывались, а действия «чужих» объяснялись негативными побуждениями и интересами.

Изображение – самый короткий путь к сознанию

Начало холодной войны в советских СМИ было отображено сначала в плакатах, а затем в так называемой политической карикатуре, которая помещалась как в специализированных изданиях, так и в газетах и журналах общей тематики. Такой выбор был не случаен: так как визуальный образ, сопровождаемый кратким и афористичным комментарием, впечатывается в сознание человека куда быстрее текста. Это, кстати, хорошо знали и на Западе, благодаря чему в 1940-е-1950-е годы в США наблюдался собственный расцвет политической карикатуры, направленной против СССР. В этих карикатурах Советский Союз всегда представлялся как агрессивное государство, которое готово в любой момент использовать оружие для подавления свободы и демократии. Доминирующим мотивом было нагнетание страха перед «коммунистическими варварами».

Что же касается достижений советских СМИ в этом направлении, то здесь можно выделить два основных направления. Первое из них сводилось к донесению до сознания советских людей факта, что СССР является борцом за мир во всём мире, но при этом обладает мощной военной машиной и способен отразить любое возможное нападение капиталистических стран, включая и атаку с использованием ядерного оружия. Второе заключалось в создании образа коварного империалистического Запада, все действия которого направлены на подавление стремления различных стран мира к свободе и истинной демократии, на извлечение экономической выгоды из эксплуатации развивающихся стран, на установление военного контроля над теми или иными регионами планеты и развязывание войны.

Дезинформация – вот главный метод

Текстовая часть информационной войны советских СМИ имело несколько конкретных журналистских жанров. Это могли быть подборки информационных заметок: с одной стороны, они сообщали об успехах социалистического строительства, с другой, свидетельствовали о многочисленных проблемах загнивающего Запада. На передовице чаще всего помещали позитивные материалы, выступающие в качестве целевой установки для советского общества в целом и каждого его члена в отдельности: например, повысить производительность производства и догнать страны Запада по выработке молока, резиновых сапог или железной руды. В освещении международных проблем большую роль играли обозрения – они давали общее представлении о ситуации, разумеется, под тем углом зрения, что капиталистические страны двигают мир к нестабильности и войне, а соцлагерь борется за мир.

СМИ США активно способствовали формированию у собственного населения весьма специфического восприятия СССР и вообще советского народа. Так, в разгар холодной войны было проведено анкетирование в американских школах: детям предлагалось рассказать, что они знают о СССР и что они хотели бы узнать. Выяснилось, что значительная часть школьников вообще ничего не знали о СССР, кроме почёрпнутых из СМИ представлений о том, что русские злые, что они хотят сбросить на Америку атомную бомбу, что в Союзе детей рано отбирают у матерей и учат становиться диктаторами и тому подобное.

Но американские СМИ активно использовались в ходе холодной войны не только по отношению к детям. Знаменитый сенатор Маккарти, развернувший в первой половине 1950-х годов общенациональную антикоммунистическую истерию и «охоту на ведьм», сумел добиться результатов только благодаря СМИ. Сначала он выступал с «разоблачениями» в печатной прессе, а затем стал выступать по телевидению. Обычная схема его выступлений состояла в том, что в телевизионной студии он заявлял о тех или иных коммунистических заговорах, ссылаясь лишь на собственные статьи и источники информации. И при этом опросы общественного мнения свидетельствовали, что более половины телевизионной аудитории либо непосредственно верили в коммунистический заговор, организованный из СССР, либо полагали, что «дыма без огня не бывает».

Александр Бабицкий


Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,