Канонизация царской семьи: сложности церковной и светской истории

канонизация царской семьиПроцесс канонизации последнего российского императора Николая II и его семьи, расстрелянных в июле 1918 года в Екатеринбурге, был продолжительным и сложным. Известно, что первые обращения верующих в Синод Сербской православной церкви начались ещё в 1930 году (тогда в Сербии проживало большое количество российских эмигрантов). Русская Православная Церковь за рубежом канонизировала царскую семь в лике мучеников в 1981 году, а в 2000 году святыми, но в лике страстотерпцев, Романовых признала и Русская Православная Церковь Московского патриархии. Однако сама канонизация вызвала широкий общественный резонанс и породила множество мнений и споров.

 

Доводы «против» канонизации

Противники канонизации Николая II и его семьи были довольно многочисленны (часть из них остаётся на тех же позициях до настоящего момента) и приводили сразу несколько аргументов против признания последнего императора и его родных святыми. Наибольшие нарекания вызвала возможность прославления Николая II и его семьи в лике мучеников, то есть людей, пострадавших за веру Христову от рук людей, которые преследовали их в первую очередь как христиан. Такая возможность была, так как Русская Зарубежная церковь, почитающая царскую семью именно как мучеников, трактует советскую власть как богоборческую, а все её действия как направленные против Христа и его последователей. Но всё-таки Московская патриархия прислушался к мнению, что убийство императора было вызвано не религиозными, а политическими мотивами, и прославила семейство как страстотерпцев – то есть людей, которые переносили испытания судьбы, страдания и в итоге смерть со смирением и верой, подобным тем, с каким свои Страсти претерпел Христос.

Однако, если претензии по поводу того, в каком лике прославлять царскую семью, были всё-таки второстепенными, то основными доводами противников канонизации были скорее факты из политической биографии Николая II, не затрагивающие поведение или характеры его детей и супруги. Так, делался акцент на том, что нельзя признавать святым государственного деятеля, действия которого в качестве главы огромной империи признаются историками неудачными и привели, в конце концов, к развалу государства, гражданской войне и установлению тоталитарного режима. Также императора обвиняли в преступлениях против своих подданных (давка на Ходынском поле, Кровавое воскресенье), и, помимо всего прочего, в каноническом преступлении: таковым некоторые посчитал отречение Николая II от престола, то есть отказ от бремени власти, которая была возложена на него свыше в ходе таинства миропомазания.

Основания канонизации

Но Комиссия по канонизации Московской патриархии, рассматривавшая с 1996 года вопрос о причислении царской семьи к лику святых, в итоге сочла доводы противников несостоятельными. Так, было заявлено, что причисление человека к лику святых не зависит от оценки успешности его профессиональной или общественной деятельности, а подразумевает оценку его личных качеств и веры. Кроме того, с помощью экспертизы историков было установлено, что прямой вины императора в гибели людей на Ходынском поле и в событиях Кровавого воскресенья нет, никаких приказов, способных спровоцировать кровопролитие, он не отдавал, а ответственность лежит на государственных и военных служащих различного ранга.

Что касается отречения от престола, то Комиссия не нашла в канонических правилах прямого указания на то, что подобные действия являются греховными и преступными по отношению к священному долгу монарха перед Богом и подданными. Более того, было отмечено, что в определённых условиях отречение от престола может быть продиктовано благими намерениями избежать народных волнений, гражданской войны и многочисленных жертв – и именно этими мотивами руководствовался при своём отречении Николай II. Непосредственных оснований для канонизации было названо несколько. Во-первых, это обстоятельства гибели царской семьи, которая погибла от рук нелегитимных действий своих политических противников (никакого судебного заседания не проводилось, обвинений не предъявлялось). При этом, согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, все испытания и страдания царская семья переносила со смирением, достоинством и неизменным упованием на Божью милость.

Во-вторых, во внимание принимались свидетельства благочестивой жизни царской семьи на всё протяжении её существования, и императрица, и великие княжны неоднократно проявляли свой христианский долг, в частности, помогая раненым в ходе Первой Мировой войны русским солдатам и офицерам, принимая активное участие в благотворительности. В-третьих, церковная политика Николая II сделала возможным само обсуждения проблемы возрождения Патриархии после двухсот лет подчинения церкви государственным властям и управлению через Священный Синод. Сам же император оказывал широкую материальную поддержку многим монастырским обителям и храмам. В-четвёртых, сложившаяся практика народного почитания царской семьи в качестве святых – народное почитание всегда являлось одним из основных условий причисления к лику святых. Царская семья же активно почиталась в первую очередь в эмигрантской среде за пределами России, в самой стране существовало тайное почитание царственных страстотерпцев на Урале. Наконец, были зафиксированы заявления верующих о том, что молитвы, адресованные царственным страстотерпцам, приводили к исцелению от физических недугов, к воссоединению разобщённых семей и так далее, а ряд икон с царственными ликами обладают чудесными свойствами (мироточат, благоухают, проявляются пятна крови).

Александр Бабицкий

Читать дальше Фотогалерея

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи