Лжедмитрий I: «отец» русских самозванцев

Лжедмитрий IИстория России имеет давнюю и богатую традицию самозванства – феномена, когда некий человек выдаёт себя за человека, якобы являющегося членом правящей или правившей династии. Обычно появление самозванцев было связано с претензиями либо на верховную власть, либо на признание особого общественного статуса человека и получением им некоей материальной выгоды. Начало этой традиции в первые годы XVII столетия положил человек, который вошёл в российскую историю как Лжедмитрий I, начинатель Смутного времени и легитимный (то есть прошедший все необходимые юридические процедуры) глава государства.

alt

Кто был никем, тот станет всем, а потом – снова никем

Самозванцы могут появляться когда угодно, успешные самозванцы появляются лишь в подходящее время. Лжедмитрий I как самый успешный самозванец России не стал исключением – в начале XVII века наблюдались оба фактора, идеальные для захвата власти в стране. Во-первых, наблюдалась сложная политическая, экономическая и социальная обстановка: несколько лет подряд были страшные неурожаи, вызванные аномальными климатическими явлениями, порождённый ими голод и ухудшение жизни населения обострил противоречия в обществе и обусловил недовольство царём, Борисом Годуновым. Во-вторых, была реальная историческая фигура, образ которой можно было использовать в борьбе с Годуновым – погибший в 1591 году в Угличе малолетний царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, в гибели которого молва обвинила именно Годунова (мотив – избавиться от потенциального наследника и захватить престол).

Поэтому, когда в августе 1604 года на западных границах России с отрядом польских наёмников появился самозванец, объявивший себя «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием Иоанновичем, который теперь вернулся отобрать у «злодея» Годунова свой законный трон, он стал пользоваться сначала скрытой, а затем всё более явной поддержкой народа. Собственно, Лжедмитрий и его поляки (польскому королю и магнатам были обещаны за помощь земли и денежные выплаты) не завоёвывали власть в России: после значительного военного успеха в декабре 1604 года в январе 1605 года войско самозванца был разбито у села Добрыничи, а сам он спасся лишь чудом. Однако неправильные действия правительственных войск, скорая смерть Бориса Годунова и восшествие на престол его малолетнего сына Фёдора, внутренние московские смуты и растущая поддержка народа в надежде на то, что с «законным царём» жизнь наладится, привели к тому, что в июне 1605 года Лжедмитрий I торжественно въехал в столицу. 18 июля он принародно встретился с матерью царевича Дмитрия, бывшей царицей Марией, а тогда инокиней Марфой, которая признала в нём сына. Вскоре Лжедмитрий I был повенчан на царство, а в мае 1606 года женился на дочери польского магната Марины Мнишек. Однако слухи о самозванстве царя и его явно западные, не русские, манеры, интересы и начавшиеся преобразования помогли боярам организовать против него восстание, в ходе которого Лжедмитрий был убит.

alt

Кем был пятый русский царь, неизвестно до сих пор

Вопрос о личности Лжедмитрия I, являвшегося российским царём на вполне законных основаниях и по характеру начатых им государственных изменений многим историкам напоминающего Петра I, является одним из наиболее обсуждаемых в отечественной истории. Выдвинуто множество самых различных версий, включая и ту гипотезу, что в 1605-1606 годах на московском троне сидел истинный сын Ивана Грозного. Академическая историческая наука наиболее аргументированной считает официальную версию правительства Бориса Годунова, выдвинутую в начале борьбы с самозванцем. Согласное ей, Лжедмитрий I это беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, происходивший из знатного, но бедного дворянского рода. Отрепьев был одним из приближённых знатной боярской семьи Романовых (из которой потом и вышла новая царская династия) и после расправы с некоторыми её членами Бориса Годунова стал монахом. В Чудовом монастыре он отличился образованностью и сообразительностью, в результате чего и стал привлекаться к документообороту государственных дел. Благодаря этому он получил доступ к информации о судьбе царевича Дмитрия, у него родился план выдать себя за спасшегося царевича, но он был вынужден бежать в Польшу из-за того, что часть его задумок стала известна правительству.

Помимо Григория Отрепьева у разных историков есть ещё множество «претендентов» на место настоящей личности Лжедмитрия I: от некоего знатного польского дворянина до незаконнорожденного сына (не царевича Дмитрия) Ивана Грозного. Вместе с тем довольно много сторонников и у версии, что на троне был настоящий царевич Дмитрий, действительно выживший после покушения в Угличе, спасённый своим дядей, братом царицы, и тайно отправленный на воспитание в Польшу, подальше от наёмных убийц Годунова. И здесь есть ряд действительно существенных аргументов: во-первых, факт признания Лжедмитрия I инокиней Марфой (царицей Марией) в качестве сына. Во-вторых, существенные военные познания и умения, а также высокий уровень европейской образованности – в таком сочетании это весьма странное обстоятельство для беглого монаха Отрепьева. В-третьих, искренняя вера самозванца в то, что он является царевичем Дмитрием, неоднократно проявлявшаяся как на поле боя, так и в дипломатических вопросах. В-четвёртых, фактически нет случаев, когда бы в период пребывания Лжедмитрия I в Москве кто-либо опознал его как Отрепьева – хотя этот человек, судя по описаниям и портретам, обладал запоминающейся внешностью. В результате в настоящее время наука занимает компромиссную позицию, заявляя о том, что пока нет возможности с полной достоверностью установить личность Лжедмитрия I.

Александр Бабицкий

Читать дальше Фото

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи