Старообрядцы: особенные православные или отдельная конфессия? - Культура

культура старообрядцев

Культура старообрядцев

Рассмотрение вопроса о культуре старообрядцев является довольно сложным занятием. Дело в том, что, по признанию учёных, у старообрядцев не сложилось собственной, чем-то существенно отличавшейся от типично русской, бытовой культуры, которая бы проявлялась в одежде, в архитектуре и тому подобном. Так что в этом отношении традиции старообрядцев трудноотличимы от традиций живущего по соседству с ними остального населения. Зато в сфере церковной культуры, связанной с особенностями религиозной жизни, старообрядцы действительно внесли в общерусскую культуру много оригинального. Наиболее явно это проявилось в церковном пении, в религиозных книгах и в иконописи.

 

Богослужебное пение

Старообрядческое богослужебное пение основывается на традициях профессионального церковного пения Древней Руси и укоренившегося в богослужении всех старообрядческих конфессий. После церковного раскола старообрядцы не приняли новый многоголосный стиль пения и сохранили способ записи мелодии особыми знаками, «крюками» и «знаменами» (отсюда знаменное и демественное пение). Первоначально старообрядцы старались неизменно сохранять дореформенные традиции и правила богослужебного пения. Однако в условиях изолированного существования общностей старообрядцев в различных уголках страны постепенно естественным путём начинались складываться собственные певческие традиции старообрядцев. В религиозном пении стало ощущаться определённое влияние бытовой народной музыкальной культуры, тех тенденций, которые проявлялись в свадебных и иных праздничных песнях.

Также певческая практика старообрядцев не признаёт классическую постановку голоса, которая является основой богослужебного пения в Православии «нового обряда». Старообрядцы полагают, что молящийся человек должен петь, то есть общаться с Богом, своим естественным голосом. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Состав церковных хоров старообрядцев изначально был исключительно мужским, но из-за жестоких репрессий в советские времена к настоящему моменту в старообрядческих религиозных общностях осталось мало мужчин-певцов, так что церковные хоры являются преимущественно женскими.

Иконопись

культура старообрядцевИконопись для старообрядцев всегда была особой ветвью религиозной культуры. Дело в том, что в Русской Православной церкви и в результате церковной реформы, и вследствие петровских реформ, обмирщения российского общества и падения значения самой Церкви, иконопись в значительной степени утратила свою национальную самобытность. В официальную православную иконопись активно начали проникать западные художественные тенденции, что постепенно привело к появлению некоего нового вида иконописного искусства. Старообрядцы же старались сохранить древние традиции. Впрочем, получалось это далеко не всегда и многие группы старообрядцев в итоге стали писать иконы, по виду мало отличающиеся от «новообрядческих».

При этом старообрядцы активно развивали такой вид икон, как литые иконы - когда иконы отливались из меди или олова в небольшом размере, а потом вставлялись в деревянную раму. Такой вид икон был очень удобен в практическом использовании именно старообрядцами, которым из-за преследований часто приходилось менять местоположение и немало путешествовать. Однако старообрядцы создали собственные школы и в «обычной», живописной иконописи - это, например, поморская, сибирская, сызранская школы. Наиболее известны ветковская и невьянская старообрядческие иконы: для первой характерны изощрённый растительный орнамент и сильные высветления вокруг рта изображённого лика; вторая отличается сплошным золочением и удлинёнными пропорциями изображённых объектов.

Религиозные книги

культура старообрядцевПо понятным причинам (довольно существенные различия в текстах) богослужебные книги старообрядцев являлись их собственными произведениями, то есть копиями спасённых от уничтожения государством дореформенных книг. Соответственно, в закрытых старообрядческих группах возникали собственные культурные и художественные традиции оформления таких книг. Особенно наглядно эти традиции и особенности проявлялись в оформлении певческих книг. Так, существовал так называемый поморский стиль. Его особенностью является сложившаяся в течении XVIII века манера письма - так называемый поморский полуустав и особая четкая манера написания крюков и «солей», а также возникшее на основе роскошного московского барокко второй половины XVII века цветовое решение украшений. Поморский орнамент отличается изящностью проработки. При раскраске использовались благородный зеленый и малиновый тона с чередованием золота. Черные контуры рисунка подчеркивают его стилистическую основу (книжную гравюру).

В беспоповских старообрядческих согласиях в XIX - XX веках распространился так называемый гуслицкий книжный стиль. Этот орнамент отличался от поморского более свободными конструкциями широколистных трав, которыми с помощью тонкой штриховки придавалась объемность в извивах. Выполнялся он яркими многоцветными красками с обилием золота. Заставка-рамка гуслицкого письма занимала титульный лист полностью. Книги заключались в пышные переплеты из тончайшего сафьяна с золотым тиснением. Обрезы покрывались золотом и чеканным узором.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,