Старообрядцы: особенные православные или отдельная конфессия? - История

история старообрядцев

История старообрядцев

История старообрядчества в России является одной из наиболее сложных и трагических страниц общероссийской истории. Страна была фактически поделена по религиозному принципу, причём деление было навязано и осуществлено силами государства. При этом дискриминация старообрядцев на государственном уровне, хоть и постепенно смягчалась, но сохранялась на протяжении почти двух с половиной столетий.

 

Гонения не хуже древнеримских

Сами старообрядцы воспринимают себя как хранителей древнерусских религиозных и культурных традиций и, соответственно, истинными историческими и духовными наследниками той Киевской Руси, которая приняла Крещение в конце X века. Церковную реформу середины XVII столетия они рассматривают как нарушение преемственной традиции русского государства, которое полностью оформилось несколько позднее, в ходе петровских реформ. С точки зрения старообрядцев, разделяемой большим количеством учёных, проведённая патриархом Никоном и утверждённая государством уже после отлучения Никона от патриаршества реформа была необъективной и проводилась неадекватными способами. Более того: старообрядцы до сих пор уверены в том, что гонения на их предков во второй половине XVII - начале XVIII веков по своему характеру и жестокости мало чем отличались от гонений на древних христиан I - III веков в языческой Римской империи.

Действительно, сторонники сохранения старых обрядов и более взвешенного внедрения новых около десяти лет пытались убедить церковные власти, государство и лично царя Алексея Михайловича в том, что внедряемые Никоном якобы правильные греческие литургические порядки на самом деле с древней христианской традицией имеют мало общего. В ряде пунктов у старообрядцев действительно были сильные аргументы, которые с богословской точки зрения смотрелись предпочтительнее. Однако государство взяло курс на утверждение реформы и придание церковной жизни единого богослужебного порядка. Большой Московский Собор 1667 года утвердил положения реформы, а ревнителей старого благочестия объявил раскольниками и еретиками. После этого начались репрессии против старообрядцев, включавшие в себя физическое уничтожение сотен и тысяч людей, а также продолжавшиеся в течение десятилетий самосожжения общин старообрядцев, которых принуждали принимать «новую веру». Хорошо известны две яркие страницы репрессий против старообрядцев: во-первых, многолетнее заключение самого яркого лидера староверов, протопопа Аввакума и его казнь на костре в 1682 году; во-вторых, восьмилетняя осада Соловецкого монастыря, монахи которого отказались от принятия новых богослужебных правил - после взятия монастыря правительственными войсками сотни монахов были убиты на месте, без всяких разбирательств.

На особом положении

история старообрядцевВ русском языке выражение «на особом положении» обычно подразумевает привилегированное положение того человека, о котором идёт речь. Старообрядцы в Российской империи также были на особом положении, однако в негативном плане, они во многом были ущемлены в правах. В XVIII веке старообрядцы фактически находились в стране на полулегальном положении. Так, при Петре I им было запрещено публично исповедовать свою веру, при том, что в государстве была объявлена веротерпимость, то есть открытое (с определёнными ограничениями) исповедание других религий, помимо православия - католичества, протестантизма, ислама, иудаизма и так далее. Более того, те старообрядцы, которые жили в городах, облагались двойной податью, то есть двойным налогообложением. В начале XIX века государство смягчило свою позицию в отношении старообрядчества, к тому же появилось такое явление, как единоверие - часть старообрядцев получила разрешение использовать в религиозной жизни старые обряды в ответ на признание главенства иерархии Русской Православной церкви.

В результате этого послабления старообрядцы смогли наконец сыграть активную роль в российском обществе - огромное количество купеческих и промышленных династий России, по сути и осуществивших её переход к капитализму, являлись старообрядческими. Но при этом старообрядцы по-прежнему оставались людьми «второго сорта» даже после политических либеральных преобразований 1905 года, когда свобода слова и вероисповедания была дарована фактически всем категориям населения. Староверы же так до 1917 года не добились отмены уголовного преследования за обращение православных «нового обряда» в старообрядчество, разрешение занимать административные должности, преподавать в учебных заведениях и так далее. В годы Советской власти, когда преследовались любые религии, об улучшении положения старообрядчества, разумеется, говорить не приходилось.

Читать дальше Культура

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи