Коровы Гериона: десятый подвиг непобедимого Геракла

коровы ГерионаИстория получеловека-полубога Геракла знакома в общих чертах всем. По крайней мере, каждый знает, что было этим незаконным сыном Зевса совершено 12 подвигов. Подробности же о подвигах известны уже меньше. На слуху лишь самые известные вроде путешествия в подземное царство. А, например, про то, как были пленены коровы Гериона, известно лишь настоящим фанатам древнегреческих сказаний.

alt

Предыстория

С юных лет невзлюбила Геракла ревнивая жена Гера, и всячески старалась она отравить существование пасынку, которому предсказано было очутиться со временем на Олимпе. Однажды ей удалось наслать на Геракла припадок безумия, в результате которого будущий герой убил своих детей и племянников. Дельфийская Пифия сообщали, что во искупление этого поступка Геракл должен совершить на службе у собственного кузена царя Эврисфея десять подвигов, а пока подвиги не будут совершены, подчиняться Эврисфею во всем. По факту же Геракл был вынужден совершить 12 подвигов, поскольку два из них не были засчитаны.

 

Эврисфей был заинтересован в том, чтобы Геракл как можно дольше оставался в его подчинении. Он боялся своего двоюродного брата, понимая, что не выдержит соперничества с ним, и надеялся, что во время очередного задания Геракл погибнет. Поэтому он давал герою заведомо невыполнимые задания: победить Лернейскую гидру, расправиться со Стимфалийскими птицами, отправиться к кровожадным амазонкам и похитить пояс их предводительницы. Однако все задания герой успешно выполнял.

Чем лучше справлялся Геракл с трудными и, казалось бы, невыполнимыми заданиями, тем сложнее было Эврисфею придумывать для героя новые поручения. Десятым заданием стало похищение стада коров у великана Гериона. Сами по себе эти коровы были не очень нужны Эфрисфею, однако он надеялся, что Геракл погибнет в длительном и опасном путешествии на остров, где паслись стада.

alt

Сложное задание

десятый подвиг ГераклаГерион был плодом любви океаниды Каллирои и Хрисаора, который был сыном Посейдона и горгоны Медузы. От этого странного союза родился великан, тело которого было словно бы собрано из трех человеческих тел. Герион имел три головы, три туловища, по шесть рук и ног, да еще и крылья в придачу. Характер у великана был весьма своеобразный: по-своему обаятельный, он легко вызывал доверие у своих гостей, а после жестоко убивал их. Неслучайно веками позже Данте сделал Гериона стражем восьмого круга ада и символом подлого обмана.

У Гериона были стада коров, которые мирно паслись на острове Эрифия за Западным океаном. Хотя сами по себе эти животные были вполне безобидными, похищение их было делом весьма сложным, поскольку Герион тщательно охранял свои стада.

alt

Далекое путешествие

Геракл отправился в путь к краю земли. Он шел туда, где лучезарный бог Солнца сходил со своей колесницы на закате. Гераклу пришлось пройти через всю Африку, Ливию и владения варваров. Наконец, герой достиг края земли и воздвиг по обе стороны узкого Гибралтарского пролива два огромных каменных столпа в честь бога Солнца Гелиоса. И хотя со временем столпы эти обрушились то ли по причине собственной тяжести, то ли из-за коварных проделок Геры, место это сохранило свое название.

В благодарность за оказанный ему Гераклом почет, польщенный лучезарный Гелиос решил подать руку помощи Гераклу. Он дал ему возможность перебраться на остров, куда никогда прежде не ступала нога смертного. Гелиос предложил герою, который в то время еще не успел заслужить звание богоравного, перебраться в Эрифию на своем золотом челне. Этот челн использовался им для путешествий с западного края Земли в Восточный, где стоял у Гелиоса прекрасный золотой дворец. Геракл не стал оказываться от этого предложения, вскочил в челн и отправился на остров, где паслись стада коварного великана Гериона.

alt

Похищение

похищение коров ГеракломСначала пришлось Гераклу сражаться с двухголовым псом Орфо. Эта битва была короткой – Геракл убил охранника стада одним ударом. Однако на этом дело не закончилось. В бой вступил великан Эвритион – пастух стада. С ним герой тоже справился без труда. Однако звуки борьбы и мычание коров привлекли внимание хозяина стада, и на бой с Гераклом вышел сам Герион.

Трехтелый великан выбрал беспроигрышную тактику ведения боя: прикрываясь тремя щитами, он бросал в противника сразу три копья. Однако Геракл смог победить хозяина стада, сначала поразив его стрелами, а затем добив палицей. Афина-Паллада, воинственная богиня с Олимпа, помогла герою, укрепив его силы, и удары Геракла оказались смертельными для великана.

Так, с поддержкой богов Геракл смог завершить первый этап операции по похищению стада Гериона. Он загнал быков в золотой челн бога Солнца и перевез их через бурный океан.

alt

Возвращение в Микены

Теперь Гераклу нужно было всего лишь пригнать стадо по месту назначения. Но и здесь не обошлось без приключений. При путешествии через юг Италии одна из коров сбежала и переплыла море, попав таким образом в Сицилию. Буренку обнаружил владыка этих земель – царь Эрикс, бывший потомком Посейдона. Он присвоил корову себе, взяв ее в собственное стадо.

Геракл же отправился на поиски заблудшей коровы, попросив бога Гефеста охранять оставшихся животных. Наконец, корова была найдена, но Эрикс заупрямился и не захотел ее отдать герою. Это было его ошибкой: в поединке Геракл легко справился с царем, а заодно и с его помощниками, и, забрав найденную корову, продолжил свой путь.

Уже на берегах Ионийского моря ревнивая Гера наслала на все украденное стадо бешенство. Гераклу пришлось ловить взбесившихся буренок, что еще больше усложнило его задачу. Тем не менее, герой выполнил задание и пригнал в Микены Эврисфею большую часть похищенного стада. Царь же, от души надеявшийся, что уж на этот раз Геракл с заданием не справится, тут же принес коров в жертву Гере, рассчитывая таким образом заручиться ее поддержкой в деле избавления от Геракла.


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,