Параллельные миры: из искусства в реальность

параллельные мирыПараллельные миры превратились в настолько характерный для современной культуры сюжет, что представить без него литературу, кинематограф и информационное пространство просто невозможно. Параллельная реальность это не только возможность удовлетворить природное чувство любопытного и узнать, как может выглядеть другой мир. Это ещё и тот желанный многими бонус получить второй шанс, представить себе, чего бы каждый человек мог бы добиться, будь у него возможность начать с начала, с нуля. Существуют ли параллельные миры на самом деле, в данном контексте совершенно не имеет значения.

alt

Параллельный мир: такой же, но другой

Сама концепция параллельного мира сначала зародилась в философских размышлениях и развлекательных художественных историях, и лишь затем ею заинтересовались научные умы. Суть заключается в знакомом нам со школьного курса геометрии представлении о параллельных прямых – прямых, которые объективно существуют, но при этом никогда не пересекаются. В буквальном своём значении параллельные миры не совсем параллельные – если бы они не имели никаких точек пересечения, соприкосновения, то контакты между ними не были возможны. Тем самым на корню лишаются сюжетной завязки все книги о параллельных мирах, рассказывающие о том, как разумные вещества из одного мира попадают в другой. Поэтому в обыденном лексиконе под параллельными мирами подразумеваются реальности, существующие одновременно, но независимо друг от друга.

 

Существование параллельных миров явилось вполне логичным философским допущением, к которому пришли ещё античные философы, в том числе такие выдающиеся, как Эпикур и Демокрит.

 

В самом деле, если существует воспринимаемая нашими органами чувств и сознанием реальность, почему не может быть реальностей, воспринимаемых иными носителями сознания и обладателями органов чувств? То есть присутствующие во всех религиозных системах иные миры (рай и ад) также соответствуют признакам параллельных миров.

По мнению психологов и историков культуры, идея путешествия в параллельные миры, ставшая столь распространённой в культуре за последние полтора столетия, выросла именно из религиозных верований. В язычестве древних греков и римлян, в христианстве и исламе, в средневековом европейской язычестве, в шаманских верованиях народов Крайнего Севера и мифологии индейцев Америки – всюду есть рассказы о том, как живые люди путешествовали в царство мёртвых, в места вечной скорби или вечной радости душ умерших людей. В литературной фантастике данный сюжет преобразовался в идею, что можно обнаружить, обычно случайно, вход в параллельный мир.

alt

Теория о параллельных мирах: фантастика двигатель науки

параллельные мирыПока что портал в параллельный мир никто не нашёл – во всяком случае, заслуживающих доверия сведений о таком грандиозном открытии до сих пор неизвестно. Однако бешеная популярность этой темы в фантастической литературе и кинематографе, а позднее также и в диком количестве паранормальных теорий, заполонивших Интернет, спровоцировала научное рассмотрение проблемы. Прежде всего, попытались найти логическое и не слишком противоречащее научной картине мира объяснение самой возможности существования параллельных миров сами фантасты – писатели и читатели, режиссёры и зрители.

Одной из основных их идей является предположение о том, что Вселенная в действительности существует в рамках не трёхмерной, а четырёхмерной модели. Три измерения создают картину воспринимаемой нами объективной действительности, а четвёртое измерение как раз и содержит возможность существования множества параллельных реальностей. При этом обитатели каждого мира видят лишь три измерения, то есть ограничены естественными пределами своего мира. В то же время четвёртое измерение и содержащиеся в нём множество иных миров скрыты и находятся за пределами непосредственного восприятия. Параллельные миры в некоторых художественных произведениях имеют отличающиеся от нашей «стандартной» реальности параметры: там может с иной скоростью «течь» время, пространство имеет иные характеристики, отличаются такие физические параметры, как силы притяжения, атмосферное давление и тому подобное. Но обычно параллельный мир изображается как двойник нашей реальности, лишь имеющий иную историю развития.

alt

Мы создаём новые миры каждый день?

Близким к этому является и наиболее научная версия теории о параллельных мирах. Её автором является американский физик Хью Эверетт, разработавший теорию Мультивселенной, или многомировую интерпретацию квантовой механики. Примечательно, что в мировом сообществе отношение к многомировой интерпретации настороженно и даже скорее скептическое. Когда Эверетт изложил свою концепцию при личной встрече с Нильсом Бором, основателем квантовой физики, тот не воспринял её всерьёз, а многие современные учёные даже отказывают ей в научном характере. Как бы то ни было, это самая весомая в академическом плане концепция параллельных миров.

Согласно идее Эверетта, наличие неопределимого количества параллельных миров во Вселенной объясняется разностью энергетического и информационного выбора, который совершают материальные (на более высоком уровне – и разумные) объекты. Каждая новая реальность формируется в соответствии с этим выбором. Например, элементарные частицы могут объединяться в различные структуры – и в зависимости от того, какие структуры они составили, дальнейшее развитие реальности пойдёт по разным направлениям. Точно так же формируются различные миры и в результате любого выбора совершаемого человеком – пойти утром налево или направо, заговорить с незнакомым человеком или промолчать, поднять лежащий на земле кошелёк или пройти мимо. В каждом из вариантов дальнейшая цепь событий будет новой, отличающейся от других – соответственно, она будет провоцировать новые события вокруг себя и формировать оригинальную реальность.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи