Вулкан Эйяфьядлайёкюдль: вулкан, которого нет

вулкан ЭйяфьядлайёкюдльВ апреле 2010 года у дикторов всего мира появилась новая забава: негласное соревнование кто лучше всего и без запинки произнесёт исландское слово, на первый взгляд совершенно не приспособленное для человеческой артикуляции - Эйяфьядлайёкюдль. А произносить это слово приходилось по несколько раз на день: так как основу новостных выпусков составляли сообщения об извержении вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии. Последствия этого извержения ввергли фактически всю Европу в транспортный коллапс и породили новые оживлённые дискуссии, насколько хрупкой является современная цивилизация.

Безымянный вулкан

Словосочетание «вулкан Эйяфьядлайёкюдль» с 2010 года прочно вошло в мировой лексикон, что довольно забавно, учитывая тот факт, что вулкана с таким названием в природе не существует. Исландия не испытывает дефицита в двух типах природных объектов - это ледники и вулканы (последних на острове около тридцати). Так вот, на юге Исландии, в 125 километрах от столицы страны, Рейкьявика, находится шестой по величине ледник острова. Этот-то ледник и носит имя Эйяфьядлайёкюдль. А вот под ним расположен вулкан, которому за всё время его существования не удосужились придумать названия, безымянный вулкан. Именно он в апреле 2010 года и напугал всю Европу, на время став главным мировым ньюсмейкером. Чтобы не использовать довольно неуклюжую формулировку «безымянный вулкан», пресса стала называть вулкан по имени ледника, Эйяфьядлайёкюдль.

 

Сам по себе вулкан является типичным стратовулканом, то есть конус образован слоями застывавшей при каждом последующем извержении смеси лавы, камней, пепла и прочих «стройматериалов». Активен вулкан, известный как Эйяфьядлайёкюдль, на протяжении последних 700 тысяч лет, однако с 1823 года он относился к категории «спящих вулканов», то есть извержений зафиксировано не было. Особых поводов для волнения вулкан учёным не давал: было установлено, что за последнюю тысячу лет он извергался несколько раз, однако извержения носили спокойный характер, не представляли опасности для людей и, по свидетельствам очевидцев последнего извержения, масштабными выбросами вулканического пепла, раскалённых газов и лавы не сопровождались.

Пепел - штука опасная

вулкан ЭйяфьядлайёкюдльСобственно, ничего выдающегося вулкан под ледником Эйяфьядлайёкюдль не показал и на этот раз. После нескольких месяцев сейсмической активности в районе ледника в ночь с 20 на 21 марта 2010 года началось извержение вулкана, однако оно было «спокойным» настолько, что в прессе о нём почти не было сообщений. Всё изменилось в ночь с 13 на 14 апреля, когда извержение усилилось и сопровождалось выбросом огромного объёма вулканического пепла, при этом столб пепла достиг высоты 8 километров, а в последующие дни пепел поднялся до отметки 10 километров над уровнем моря.

Фактически, для самой Исландии извержение вулкана, называемого Эйяфьядлайёкюдль, каких-то серьёзных негативных последствий не имело: были временно эвакуированы жители территорий, прилегающих к леднику (около 500 фермеров), вот практически и всё. Но для континентальной Европы выброс огромного объёма вулканического пепла стал катастрофой, прежде всего, в транспортном аспекте. Дело в том, что вулканический пепел обладает такими физическими свойствами, которые делают его предельно опасным для авиации. Такой пепел при попадании в турбины авиационных двигателей способен вызвать остановку двигателя, что, разумеется, смертельно опасно для самолётов. Кроме того, риск для авиации повышается из-за того, что большое скопление вулканического пепла в воздухе существенно снижает видимость (это чрезвычайно опасно в плане возможности столкновения воздушных судов, а также при заходе на посадку), а также вызывает сбои в работе радиоаппаратуры и бортовой электроники, от которой зависит безопасность полёта.

Немного пепла - и Европа в панике

вулкан ЭйяфьядлайёкюдльПосле извержения в ночь с 13 на 14 апреля 2010 года облако из пепла в буквальном смысле повисло над Европой: в течение нескольких дней оно было над странами, находящимися севернее Испании, Италии и балканских государств. Более того, пепел достиг побережья Северной Америки и Центрально-Европейской части России. Из-за этого практически на неделю была парализована работа авиационного транспорта - авиакомпании вынуждены были попросту отменить подавляющее большинство рейсов. Давление на них оказали государственные органы, руководствовавшиеся существующими стандартами безопасности полётов.

Следствием этого стал ажиотаж на других видах транспорта: несостоявшиеся авиапассажиры принялись скупать билеты на поезда, автобусы, паромы и так далее. На транспортных магистралях Европы образовались масштабные пробки, что увеличивало панику и приводило к серьёзным экономическим убыткам. Главные убытки потерпели, конечно, авиакомпании, которые по окончании эпопеи под названием «вулкан Эйяфьядлайёкюдль» достаточно бурно выражали своё недовольство. Они заявляли, что по результатам их экспериментов облако вулканического пепла не является столь опасным для воздушного транспорта, следовательно, не были жизненной необходимости отменять такое количество рейсов.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи