Кельтское колесо года и его традиционные праздники

кельтское колесо годаКельтский календарь был основан на фазах луны, и состоял из 13 месяцев. Дополнительные дни добавлялись по необходимости, как «время между временами». Кельтское колесо года делилось на восемь сегментов, каждый из которых соответствовал какому-то празднику. Четыре праздника огня приходились на последний вечер месяца и продолжались весь следующий день, потому что кельты, подобно иудеям, считали день с заката до заката. Поэтому в некоторых странах празднуют Канун Дня Всех Святых, Канун Летнего Солнцестояния и так далее.

Четыре праздника, связанные с сельскохозяйственным циктом

  • кельтское колесо годаСамейн празднуют 31 октября- 1 ноября (соответствует Хэллоуину). Это конец сбора урожая, начало зимы и кельтский Новый год. Во время Самейна граница между нашим миром и Иным миром становится тонкой, позволяя людям и духам общаться. Можно было не соблюдать общепринятые нормы поведения и становиться «диким». Разжигались большие костры, и люди собирались вокруг огня, держась за руки. Молодые люди брали горящие факелы и обходили с ними свои дома и земли, чтобы защитить их от злых духов. Это был также праздник мертвых, и церковь легко сумела преобразовать его в День Всех Святых (1 ноября) и День Всех Душ (2 ноября).
  • Имболк празднуют 1-2 февраля (позднее преобразован Церковью в Сретение Господне, а также популярен в США и Канаде как День Сурка). Имболк отмечал начало весны (это трудно себе представить там, где мы живем!), начало новой жизни (в Великобритании – начало сезона ягнения). Посвященный древней богине-матери в ее девичестве, позднее он преобразовался в день празднования в честь ирландской святой с тем же именем – Св. Брегит.
  • Третий праздник сельскохозяйственного года – Белтейн (Bealtunn на шотландско-гаэльском языке означало «майский день»). Празднуется 30 апреля-1 мая. Миф, связанный с этим праздником, обычен для многих древних языческих религий. Бог Бел (или Цернунн) умирает, но возрождается как сын богини. Затем он делает ее беременной, и таким образом образуется никогда не прекращающийся цикл возрождения. Это очень примитивное поклонение плодовитости. По традиции в Майский день молодые люди собирали цветы в лесах (и проводили там ночь), и танцевали вокруг Майского Шеста, размахивая красными (в честь бога) и белыми (в честь богини) лентами. Огромный костер символизировал возвращение солнца. В Ирландии первый костер зажигали на холме Тара – сначала Великий Король, а затем остальные. В сам Майский день по традиции Высокогорья все общество выводило стада на летнее пастбище до самого Самейна.
  • Последнее празднество сельскохозяйственного года – Лугнасад (в Англии – Ламмас), праздник бога Луга и первых плодов урожая (обычно пшеницы и кукурузы). Лугнасад празднуют 31 июля-1 августа. В Шотландии первые урожаи зерновых называли Джон Ячменное зерно, из них обычно делали первое пиво осеннего сезона. Теперь название «Джон Ячменное Зерно» относится к этому прекрасному шотландскому напитку (многие винокуренные заводы закрываются на время августа, и открываются снова 1 сентября, к сезону изготовления виски).

Праздники Солнца - Солнцестояние и Равноденствие

кельтское колесо года

 

Другие четыре праздника кельтского года празднуют весеннее и осеннее равноденствие, а также зимнее и летнее солнцестояние. Каждое название содержит слово Альба, означающее «свет». Альба – название древней Шотландии.

    • Альбан Артуан (Свет Артура), как и празднование зимнего солнцестояния во всем мире, празднует возвращение солнца, следующее за самым коротким днем в году. Неудивительно, что Церковь приняла этот праздник как день рождения Сына. Из мифологии древних кельтов и викингов пришли западные традиции, связанные с остролистом и омелой (священных для друидов), полено, сжигаемое в сочельник, Санта Клаус как Отец Рождества. Предполагается, что Король Артур родился в день зимнего солнцестояния (и он также возвратится). Ирландия празднует Рождество с гораздо большим энтузиазмом, чем Шотландия. В самые строгие времена шотландской Церкви Рождество рассматривалось как идолопоклонство и не праздновалось. Сегодня шотландцы с наибольшим весельем празднуют Новый год.
  • Весеннее равноденствие празднуется как Альбан Эилер (Свет Земли). Равноденствия считались временем равновесия, не только между темнотой и светом, но и между мирами, а, таким образом, это было время больших магических возможностей. В более светском смысле этот праздник означал время весенних посадок и ритуалов зачатия.
  • Альбан Эрвин (Свет берега) празднуется как день летнего солнцестояния с играми, пикниками, и всякими легкомысленными занятиями. Произведение Шекспира «Сон в летнюю ночь» хорошо передает атмосферу этого праздника, включая общение людей и представителей сказочного мира.
  • И, наконец, Альбан Эльвед (Свет воды) считается осенним равноденствием. Как и весеннее равноденствие, это было священное время, когда черта, разделяющая миры, становилась тонкой, и магические возможности возрастали.

Гораздо больше известно о четырех праздниках огня (которые и сейчас празднуют во многих культурах), чем о четырех праздниках солнца. Были ли праздники солнца в основном священным временем друидов, в которых участие мирян было минимальным? Или праздники солнца предшествовали друидизму, принадлежа строителями Стоунхенджа, и постепенно были упразднены? Возможно, было и так, поскольку кельтский календарь более основан на луне, нежели на солнце.

В любом случае, кельтская мифология прочно основана на древней богине (мать-земля) и религии изобилия (распространенной по всему древнему миру), с особым акцентом на Ином мире и его доступности человечеству, что мы находим в религии друидов. Кельты более какие-либо других людей, возможно, находятся одной ногой в этом мире, и другой - потустороннем. Вера друидов состояла в том, что мы состоим из души, тела и духа (христианство также верит в это), и дух – связующее звено между телом и душой, а не качественное иное состояние бытия. Таким образом, мы можем путешествовать между мирами, если знаем, как, или если мы рождаемся с таким даром. В сочетании с верой друидов в перевоплощение, страх перед миром иным минимален, и мир волшебного царства - просто другая реальность, а не что-то недоступное.


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи