Церковный раскол: никто не прав, все виноваты - Причины

причины церковного раскола

Причины церковного раскола

Столь фундаментальное событие, как церковный раскол в России XVII столетия, повлиявший на всю историю страны и продолжающий на неё влиять до настоящего момента, просто не может быть простым. Соответственно, у такого исторического феномена не может быть и какой-то одной-единственной элементарной причины. И в самом деле: церковный раскол был вызван целым комплексом сложных и неоднозначных причин. Для ясности картины следует выделить два основных направления.

 

Без политики никуда…

Первое направление связано не столько с церковными, сколько с геополитическими и государственными факторами и интересами. С этой точки зрения приведение русской литургической церковной жизни в соответствие с греческими канонами соответствовало интересам власти и конкретно царя Алексея Михайловича. Москва в идеологии русских правящих кругов являлась Третьим Римом, то есть оплотом православия после захвата Константинополя турками. Однако в остальном православном мире авторитет Москвы был не слишком высок - для этого российской столице не хватало статуса настоящего культурного центра. Так что статус московского царя как лидера православных мог быть поднят лишь в случае поддержки со стороны греческого духовенства, которое, в свою очередь, было заинтересовано в сближении с Москвой, надеясь на военную помощь в освобождении Константинополя.

 

Но были у церковной реформы и внутриполитические мотивы со стороны государства.

 

Во-первых, в стране по-прежнему не завершились консолидирующие процессы после катастрофического Смутного времени начала века. Государство всё ещё не до конца контролировало процессы в обществе, да и среди населения по-прежнему было немало активных беспокойных элементов. И приведение к единому образцу столь важной части жизни русского общества, как церковная жизнь, виделась государству наиболее эффективным инструментов управления. Во-вторых, именно в середине XVII века к России была присоединена Малороссия (Украина). Но дело было в том, что православная церковь в Малороссии в своих литургических правилах ориентировалась на греческие каноны, которые к тому моменту отличались от московских. Так что унификация богослужебных правил была важна и для быстрой и эффективной консолидации с новыми землями и новыми подданными.

Церковные дела - на втором плане

В данном контексте при внимательном изучении проблемы выясняется, что на самом деле собственно церковная, литургическая составляющая играла в причинных церковной реформы и последовавшего раскола второстепенную роль. Собственно, среди исследователей существует мнение, что как таковых религиозных причин для церковной реформы в середине XVII столетия не существовало, они были лишь прикрытием для решения уже описанных внутригосударственных и геополитических вопросов. Однако большинство учёных полагают, что такое мнение является слишком радикальных и не учитывает действительных проблем, которые накопились в жизни Русской Православной церкви того времени.

 

Литургическая жизнь русской церкви действительно отличалась от греческих канонов того времени.

 

Для этого было несколько объективных причин. Во-первых, есть все основания полагать, что в самой Византии в X веке, то есть на момент Крещения Руси, существовало две примерно равных литургических традиции. В одной из них было принято двуперстное крестное знамение, сугубое (то есть двойное) восклицание «аллилуйя» во время богослужения, движение крестных ходов по ходу солнца и так далее. И именно это направление было передано Руси при христианизации. Но в самой Византии впоследствии, в ходе исторического развития, превалирующей стала другая традиция: с трёхперстным знамением, трёхкратным «аллилуйя», с крестным ходом против движения солнца и тому подобное.

Затем ещё сказались и бурные события непосредственно русской истории. Феодальная раздробленность, татаро-монгольское нашествие и более чем двухсотлетнее иго, разделённость русских земель по разным государствам - всё это привело к развитию отдельных церковных богослужебных традиций. К тому же с течением веков в церковных книгах, переписываемых вручную, накопилось немало ошибок и описок. Поэтому уже к началу XVI века, когда в Москву был приглашён Максим Грек для проверки русских церковных книг на соответствие греческим канонам, было констатировано множество случаев несоответствия. Затем, однако, по политическим причинам процесс исправления был свёрнут и прежнее положение вещей законсервировано. Однако противоречия остались и проявились с новой силой именно при церковной реформе патриархе Никона, когда сошлись не слишком удачные и насильственные методы приведения литургических правил к одному образцу, с одной стороны, и верность традициям, с другой.

Читать дальше Последствия

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,