Затонувшие корабли на Волге: отголоски войны

затонувшие корабли на ВолгеЧисто технически Волга уже давно не является самой протяжённой, полноводной и какой угодной рекой России - с тех самых пор, как российскими стали великие сибирские реки. Однако исторически и культурно Волга, конечно, главная русская река, обладающая самыми богатыми традициями судоходства. По ней уже тысячелетиями ходят корабли, так что затонувшие корабли на Волге отнюдь не редкость.

С древностями проблема

Первая мысль, которая возникает при словосочетании «затонувшие корабли», так или иначе связана с далёким прошлым, с древностью. И в этом плане, конечно, Волга за много веков собрала богатый «урожай» затонувших судов – так как она была важнейшей транспортной магистралью для самых разных народов и стран, на её берегах возникали, процветали и погибали многие цивилизации (вспомнить хотя бы Волжскую Булгарию или Золотую Орду). Волга сыграла важнейшую роль в формировании Российского государства. Поэтому теоретически старинные корабли на её дне непременно должны быть, причём в немалом количестве. Но до сих пор действительно громких подобных находок на Волге не сделано. Во-первых, систематических научных поисков толком пока и не велось - учёные всерьёз занялись подводными исследованиями на Волге лишь в 2011 году. Во-вторых, чтобы действительно старинные затонувшие суда сохранились, нужно совпадение многих факторов, что на Волге, активно «используемой» реке, довольно проблематично.

 

Так что на данный момент максимум, чем располагают исследователи, профессионалы и любители, в плане старинных затонувших кораблей на Волге, это купеческие деревянные суда возрастом в два-три столетия. Одно из подобных судов было обнаружено недавно вблизи Самары аквалангистами-любителями. Была найдена грузовая барка для самосплава вниз по течению, длиной около 25 метров и шириной 8 метров. Судно, относящееся к первой половине XIX века, интересно необычной конструкцией - вместо однослойных бортов из очень толстых досок используется трёхслойная конструкция бортов, каждый слой обшивки состоит из не слишком внушительных досок. Тем самым снижался вес судна и повышалась его маневренность. Барка затонула, судя по всему, во время половодья и осталась на месте благодаря случайности - если бы с берега не скатился огромный камень и не прижал её ко дну, она наверняка была бы унесена течением и «разошлась» по брёвнышку.

Следы войны

затонувшие корабли на ВолгеОднако искателям затонувших исторических кораблей на Волге можно не беспокоиться - благодаря трагическим и героическим страницам российской истории волжское дно представляет для них перспективное поле для поисков. Дело, конечно, о Великой Отечественной войне, во время которой Волга стала важнейшим рубежом, фактически линией фронта. Именно борьба за выход к Волге и стала стратегической причиной легендарной Сталинградской битвы. Транспортировка личного состава, перевозка боеприпасов, топлива, продовольствия, обмундирования, военной техники и тому подобного в условиях постоянного артиллерийского обстрела и атак с воздуха это самые настоящие боевые действия. Поэтому смело можно говорить, что корабли на Волге участвовали в Сталинградской битве. Историки установили, что в 1942 году из волжских пароходств для обеспечения военных действий было мобилизовано около 600 кораблей. Из них были потоплены или получили повреждения, приведшие к списанию, 224 судна, то есть около 40%. Часть из них были после войны подняты и даже отремонтированы, но остатки многих продолжают лежать на дне.

Среди них, например, буксирный пароход «Смоленск», ставший одним из первых потопленных в ходе Сталинградской битвы судов. К концу июля 1942 года немецкая авиация с помощью специальных мин с магнитно-акустическим взрывателем заминировала акваторию Волги на протяжении примерно 400 километров. Только в непосредственной близости от Сталинграда в воду было сброшено не менее 350 мин. «Смоленск» подорвался именно на одной из таких мин, а буксируемая им баржа загорелась в результате попадания бомбы. Также известна история пассажирского парохода «Александр Невский», который в конце июля 1942 года в ходе рейса по эвакуации нескольких сотен мирных жителей был атакован немецкими бомбардировщиками и загорелся. Большинство людей спаслись, так как капитан судна сумел вывести корабль на песчаную отмель и с неё эвакуировать пассажиров, но сам «Александр Невский » погиб. А в конце августа того же года был уничтожен пассажирский пароход «Иосиф Сталин» - корабль, перевозивший спасавшихся из Сталинграда жителей, был потоплен огнём немецкой артиллерии.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,