Карма и реинкарнация: с индийцами не соскучишься

карма реинкарнацияО карме говорится много: достаточно посмотреть любую голливудскую романтическую комедию, так и там какой-нибудь персонаж непременно упомянет карму. Это понятие стало модным словом, которое используется к месту и не очень, в основном для создания впечатления о человеке, произнесшем его, как о высокодуховном и находящемся во внутреннем поиске. В действительности же карму необходимо рассматривать в прямой связи как с текущей жизнью человека, так и с идеей реинкарнации.

Что посеешь, то и пожнёшь

Считается, что всё гениальное просто и чем проще объясняется самое сложное понятие, тем оно глубже. В этом плане суть понятия «карма» в самом деле исчерпывающе передаётся русской пословицей «Что посеешь, то и пожнёшь». В индийской религиозно-философской традиции, в которую входят как многочисленные течения индуизма, так и буддизм и другие учения, карма представляет собой всемирный причинно-следственный закон, по которому существует всё живое. Согласно этому закону, поведение человека определяет его судьбу, то есть мысли и поступки являются причиной, а дальнейшие события, жизненные ситуации, характер и направленность существования – последствиями.

 

В качестве наиболее наглядного примера часто приводится ситуация, в которой несдержанный, агрессивный, нетерпимый к другим человек будет постоянно попадать в конфликтные ситуации, в которых и проявится его сущность. А вот человек спокойный, внимательный к другим, готовый помочь попавшему в беду и не стремящийся навязать окружающим свою волю будет в той же ситуации, что и первый, спокойно идти дальше, не только не попадая в неприятности, но и находя новых друзей. При этом карма как причинно-следственный закон не означает непременной жёсткой взаимосвязи конкретных поступков человека и его дальнейшей судьбы: вовсе не значит, что если кто-то совершил нечто плохое, то через день или два с ним самим случится что-то подобное. Однако тем самым человек укрепляет свою карму и в итоге она всё равно даст о себе знать. У человека с хорошей кармой задача сохранить её, а у человека с плохой кармой постараться изменить своё поведение и постепенно улучшить её.

В индуизме существует концепция трёх частей кармы: накопленная карма, приносящая плоды карма и накапливаемая карма. Накопленная карма представляет собой запас кармы, наработанный за предыдущие воплощения данной конкретной души; из этого запаса расходуется приносящая плоды карма, отвечающая за судьбу человека в настоящей жизни. Своими непосредственными поступками человек накаливает карму на будущее. В буддизме считается, что неосознанные, инстинктивные поступки и мысли никак не влияют на карму, она формируется лишь целенаправленными и обдуманными действиями.

Связь кармы и перерождения

Карма является базовой идеей всей концепции реинкарнации, то есть переселения души из одной телесной оболочки в другую после физической смерти. Собственно, без кармического причинно-следственного закона в реинкарнации не было бы никакого смысла. Согласно индуистским представлениям, душа находится в состоянии помрачения сознания, так называемого невежества, так как уверена, что главный смысл её существования это наслаждения земными благами и удовольствиями. Для этого наслаждения необходимо пребывание в физической оболочке – и ради этого и совершается цепь перерождений, смертей и рождений, именуемая сансарой.

Тонкое тело человека, заключённое в его физическом грубом теле, после его смерти переносится в другое тело, выбор которого и определяется кармой. Причём сам человек не может осознанно выбрать тело – за него это делает карма, которую он сформировал за последнее и предыдущие свои воплощения. Условно, если у души плохая карма, она не сможет попасть в тело, предназначенное для хорошей кармы. Однако постепенно душа утомится земными наслаждениями и начнёт осознавать, что высшее благо лежит за пределами вещественного мира и чтобы его достичь, необходимо вырваться из сансары, то есть прекратить последовательность перерождений. Для этого нужно сначала улучшить свою карму, потому что лишь хорошая карма может дать начало движению к духовному совершенствованию и в конечном итоге выходу за пределы сансары и прекратить цепь рождений и смертей.

Таким образом, получается, что карма определяет результаты реинкарнации, то есть в зависимости от этой причинно-следственной связи душа человека в следующем перерождении окажется в том или ином теле. Если карма плохая, то это может быть даже тело животного или даже вовсе растения, если хорошая, то в теле человека с более высоким социальным статусом – это своего рода изменение цепочки ДНК. Но главной функцией кармы должно быть не улучшение условий своего телесного существования, а обретение осмысленной потребности и способности прекратить последовательность перерождений.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,